Порядок задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации регламентируется статьей 27.13 КоАП РФ. Новая редакция части 1 этой статьи имеет следующий вид.
Статья 27.13. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации
1. При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных статьей 11.9, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1 и 3 статьи 12.8, частью 4 статьи 12.19, частями 1 и 2 статьи 12.21-1, частью 1 статьи 12.21-2, статьей 12.26 настоящего Кодекса, применяется задержание транспортного средства, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания. При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.21-1, частью 1 статьи 12.21-2 настоящего Кодекса, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. В случае, если создаются препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, а подлежащее задержанию транспортное средство по его техническим характеристикам не может быть помещено на специализированную стоянку, оно может быть перемещено, в том числе путем управления задержанным транспортным средством его водителем либо лицом, указанным в части 3 настоящей статьи, в близлежащее место, где не будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, с последующей блокировкой. Плата за перемещение транспортного средства, за первые сутки его хранения на специализированной стоянке и за блокировку не взимается.
Напомним, за какие прегрешения автомобиль может быть помещен на штрафстоянку:
- управление автомобилем в состоянии опьянения и отказ от медосвидетельствования; б) управление автомобилем водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов, а в отсутствие собственника и доверенности;
- управление автомобилем с заведомо неисправными тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством;
- нарушение правил остановки или стоянки на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других автомобилей;
- нарушение правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов.
Обращаю внимание водителей, что из перечня документов, за отсутствие которых полагается штрафстоянка (пункт б), исключен полис ОСАГО. Теперь, если вы забыли этот документ дома, то вам полагается штраф в размере 100 руб.
И абсолютно новая статья, касающаяся, в первую очередь, водителей профессионалов, — за нарушение правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов автомобиль будет задерживаться. К таким нарушениям относятся:
- перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска, а также отклонение от указанного в специальном разрешении маршрута движения;
- перевозка опасного груза водителем, не имеющим специального свидетельства, свидетельства о допуске автомобиля к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута, либо нарушение требований Правил перевозки опасных грузов.
Из новой редакции анализируемой статьи КоАП следует, что задержанием транспортного средства является его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Обращаю внимание, что перемещение автомобиля на штрафстоянку должно производиться с помощью другого транспортного средства (автоэвакуатора). Инспектор ДПС садиться за руль вашего автомобиля права не имеет. Излишне ретивому сотруднику ГИБДД порекомендуйте прочитать данную статью КоАП РФ, а если не поможет, то звоните дежурному ГИБДД, МВД. Обещайте, что будете жаловаться в прокуратуру. Если не поможет, то не забудьте исполнить свое обещание и направить письменную жалобу и изложением события. Но помните, что вы общаетесь с вооруженным человеком, которому государство доверило чуть больше чем вам прав и обязанностей. Этот вооруженный человек может своими правами злоупотребить (из-за слабой правовой грамотности, излишнего самомнения, либо по какой иной причине), положить вас «мордой в грязь», надеть наручники, доставить в отдел милиции и постараться упечь в обезьянник за невыполнение «законных» требований сотрудника милиции. Потом вы, возможно докажете свою правоту и незаконность действий ИДПС. Но это будет потом. И «возможно». А «мордой в грязь» здесь и сейчас.
В случае большегрузного транспорта, помещать его на штрафстоянку не обязательно. Инспектор ДПС может попросить водителя (или сам сесть за руль, в этом случае его действия будут правомерны) съехать с проезжей части на обочину, где его автомобиль не будет создавать помех другим транспортным средствам, и осуществить задержание автомобиля с помощью блокирующих устройств. По смыслу данной статьи ответственность за сохранность автомобиля лежит на сотруднике ГИБДД, осуществившим задержание. В этом случае отпадает необходимость платить за штрафстоянку.
Новым в данной статье КоАП РФ является то, что отныне услуги эвакуатора будут бесплатными для водителя. Не надо будет платить и за первые сутки хранения задержанного автомобиля.
Посмотрим, что же нового при запрещении эксплуатации автомобиля.
2. При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством, предусмотренных статьями 8.23, 9.3, частью 2 статьи 12.1, статьей 12.4, частями 2 — 6 статьи 12.5, частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства.
2-1. Разрешается движение транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.3 и частью 2 статьи 12.5 настоящего Кодекса, к месту устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства, но не более чем в течение суток с момента запрещения эксплуатации транспортного средства.
Отныне госрегзнаки будут сниматься за следующие нарушения:
- эксплуатация транспортного средства, у которого содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого им при работе, превышает соответствующие нормативы; б) управление автомобилем не прошедшим государственного технического осмотра;
- установка на автомобиле световых приборов, цвет и режим работы которых не соответствует требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, а также установка на автомобиле специальных световых и звуковых устройств без соответствующего разрешения;
- управление автомобилем с заведомо неисправными тормозами, рулевым управлением или сцепным устройством;
- управление автомобилем, если обязательное страхование гражданской ответственности заведомо отсутствует.
По сравнению с предыдущей редакцией КоАП РФ новыми являются пункты а) и д).
Не совсем ясно, каким образом будет реализовываться пункт а). Либо госрегзнаки будут сниматься в процессе прохождения гостехосмотра, когда будет выявлено несоответствие стандартам уровня шума и наличие загрязняющих веществ. Либо в нарушение приказов МВД N297, N329 и N1240 (запрещающих производить подобные измерения на дороге) патрульные экипажи будут снабжены соответствующей аппаратурой и в процессе несения дежурства будут контролировать у остановленных автомобилей указанные параметры.
Если ранее двигаясь на незастрахованном автомобиле без ОСАГО можно было отделаться штрафом, то теперь с автомобиля будут скручены номера. Получить их обратно можно будет лишь по предъявлению полиса автогражданской ответственности.
Новая редакция данной статьи разрешает движение со снятыми номерами, но лишь в течение суток с момента оформления протокола запрещения эксплуатации и к месту ремонта. В то же время подобное движение с неисправными тормозами, рулевым управлением и сцепным устройством запрещено. Но это и понятно, т.к. в этом случае автомобиль должен быть задержан и помещен на штрафстоянку.
И последняя часть данной статьи, на которую я хотел бы обратить внимание водителей.
5. Задержание транспортного средства соответствующего вида, возврат транспортного средства, оплата расходов за хранение, а также запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с этой частью анализируемой статьи КоАП РФ Правительство РФ разработало Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранение, а также запрещение эксплуатации (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.12.03 N759). В связи с изменениями в КоАП РФ эти Правила несомненно будут дорабатываться и изменяться. Но я очень рекомендую водителям владеть следующей информацией из этого документа.
Согласно пунктам 2 и 13 Правил, транспортное средство задерживается лишь в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения. Срок устранения причины задержания не регламентируется. Поэтому ничто не мешает водителю заявить инспектору ДПС, что он желает устранить причину задержания на месте и предпринять для этого соответствующие действия (попросить привезти забытые документы, подъехать трезвого водителя, которому передать управление и т.п.). Если же ИДПС откажется ждать и направит ваш автомобиль на штрафстоянку, обязательно укажите в протоколе, что желаете устранить причину задержания на месте.
Пункт 14 Правил дублирует требование анализируемой статьи КоАп РФ: задержанное наземное транспортное средство вывозится на специализированную стоянку при помощи другого наземного транспортного средства. Инспектор ДПС не имеет права садиться за руль вашего автомобиля.
Следует также помнить, что согласно п.6 Правил плата за хранение транспортного средства взимается за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке.
Текст предоставил Бадьин Георгий Вилович |