Для начала, давайте попробуем определиться с тем, что же такое дорожно-транспортное происшествие. Согласно п.1.1 Правил дорожного движении РФ:
«Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Несмотря на то, что данное определение дается в ПДД, оно, к сожалению, не совсем точно. Впрочем, об этом немного далее, а пока давайте ознакомимся с определениями транспортного средства, дорожного движения и дороги, которые даны в том же пункте ПДД.
«Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем».
«Дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог».
«Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии».
Таким образом, необходимыми признаками дорожного транспортного происшествия является причинение ущерба, либо вреда здоровью, вследствие движения транспортного средства (ТС). Однако, в приведенных определениях говорится еще и о том, что ТС должно двигаться по дороге. Возникает естественный вопрос, а как быть в случае, если ущерб был причинен при въезде в гараж, во дворе дома, на стоянке, АЗС и т.п.? Согласно ПДД все вышеуказанное относится не к дороге и называется термином «Прилегающая территория»
«Прилегающая территория — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами».
И все же, несмотря на вышеприведенные определения, «забудем» о том, что автомобиль должен двигаться по дороге. Будем считать дорожно-транспортным происшествием каждое причинение ущерба, совершенное движущимся транспортным средством. На самом деле именно эти критерии обычно и используются. Таким образом, под ДТП попадают случаи столкновения автомобилей, наезда на пешеходов, киоски, столбы и другие неподвижные препятствия (вплоть до деревьев в лесу), попадания в яму. Если же ущерб был причинен неподвижному автомобилю и не другим транспортным средством (хулиганы разбили стекло, ветер повалил дерево на автомобиль, с крыши упала сосулька, кусок шифера и т.п.), то данное происшествие к ДТП не относится.
Прошу вернуться немного назад и еще раз перечитать определение транспортного средства. В связи с тем, что ПДД РФ определяют транспортное средство как устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, а дорога включает в себя и тротуар, то к транспортным средствам следует отнести не только велосипеды (в т.ч. и трехколесные), но и грузовые тележки, тачки, детские коляски и даже роликовые коньки, магазинные тележки для перевозки товара и чемоданы с колесиками. Короче любое устройство с колесиками, с помощью которого можно перевозить людей или грузы. Поэтому любое повреждение автомобиля указанными выше предметами можно попытаться отнести к дорожно-транспортному происшествию.
Почему мы так подробно разбираем данный факт? Все дело в том, что в случае ДТП нужно действовать в соответствие с требованиями ПДД РФ, а иначе нужно сообщать о факте получения повреждений в районный отдел милиции. После получения справки из милиции (ГИБДД или районного ОМ) процесс возмещения убытков довольно-таки схож. Об этом мы поговорим в одном из следующих разделов. Сейчас же вернемся к ДТП.
Обязанности водителя в случае ДТП изложены в п.п. 2.5, 2.6 Правил дорожного движения РФ
«2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
— немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
— принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать Скорую медицинскую помощь, а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортом средстве в ближайшее лечебное учреждением, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
— освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
— сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.
2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав её, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для оформления происшествия»
Вначале несколько слов о п.2.6 Правил дорожного движения РФ. Думается, что редакция его не менялась с глубокой древности. Потому как оформить ДТП на ближайшем посту ДПС или в ближайшем органе милиции практически невозможно. Все будут отправлять вас в отдел ГИБДД по месту совершения ДТП. Кроме того, даже если вы прибудете в нужный отдел ГИБДД, его сотрудники могут не согласиться с вашей оценкой обстояте6льств ДТП, потребовать, чтобы вы вернули автомобили в прежнее состояние или даже обвинят вас в оставлении места ДТП. Поэтому при любом даже самом простом ДТП, даже с самыми минимальными повреждениями я рекомендую обязательно дозваниваться до ГИБДД и сообщать о дорожно-транспортном происшествии. Если вам скажут, составлять схему ДТП и ехать в ГИБДД, то обязательно спросите, с кем вы говорили. И лишь после этих формальностей можете действовать в соответствии с п.2.6 ПДД РФ.
Что касается п.2.5 ПДД РФ, то позволю себе в очередной раз не согласиться с требованиями Правил дорожного движения и порекомендовать водителям, попавшим в ДТП несколько иной порядок действий.
Прежде всего, в случае соприкосновения вашего автомобиля с другим ТС, человеком, иным препятствием, конечно же, нужно принять меры к скорейшей остановке. Это нужно для того, чтобы при необходимости было возможно восстановить положение ТС в момент ДТП.
Дальнейшее поведение водителя очень зависит от тяжести совершенного ДТП. Если водитель сам не получил серьезных повреждений, в состоянии адекватно оценивать реальную обстановку, следует обратить внимание на состояние других участников ДТП, нуждаются ли они в срочной медицинской помощи или существенных повреждений здоровью участников ДТП не причинено. Особенно важно обратить внимание на то, имеют ли возможность водитель и пассажиры покинуть автомобиль самостоятельно, не зажаты ли они обломками ТС и насколько велика опасность возникновения пожара и взрыва автомобиля. Конечно же, в первую очередь нужно стараться свести к минимуму причинение вреда здоровью. Нужно помнить, что железо можно восстановить, автомобиль можно отремонтировать или купить новый, а человеческую жизнь не вернешь.
Если здоровью и жизни людей ничего не угрожает, то первое, что нужно сделать водителю после остановки автомобиля, это позаботиться о доказательной базе. В первую очередь — о свидетелях. Как показывает опыт, самые лучшие свидетели, это водители следующих за вами автомобилей. Чаще всего они могли видеть ситуацию, приведшую к ДТП и, что важно, могут адекватно её оценить. Поэтому постарайтесь запомнить, записать (а если имеется наготове диктофон, то надиктовать на диктофон) номера автомобилей, которые обогнали вас и проехали далее. По номеру автомобиля почти всегда можно установить, кто был за рулем. Если ДТП произошло на регулируемом перекрестке, то обычно хорошими свидетелями бывают водители, ожидающие разрешенного сигнала светофора. Зафиксируйте и их номера. Если эти автомобили остановились, то перекиньтесь парой слов (но не более) с водителями. Скажите, что вы записали номер их автомобиля и укажите его в своих объяснениях в ГИБДД. Возможно, вам дадут визитную карточку. Но не тратьте на этот процесс слишком много времени. Вам еще нужно охватить своим вниманием свидетелей-пешеходов. В этом случае нужно записать фамилию и телефон (или адрес). Инициалы не лишние, но для экономии времени их можно упустить.
Теперь нужно принять меры к сохранению следов ДТП. Таковыми могут быть тормозные следы, осколки осветительных приборов и (особенно важно!) осыпавшиеся частицы грязи и краски. Именно последнее указывает на место столкновения автомобилей. Стеклянные осколки могут разлететься на довольно значительно расстояние, а грязь обычно осыпается именно на месте столкновения. Чтобы предотвратить наезд других автомобилей на следы ДТП, установите в нужных местах знак аварийной остановки, запасное колесо, подсобные предметы.
Следует помнить, что следы, а особенно осыпь грязи и краски, будут довольно быстро исчезать как вследствие потоков воздуха от проезжающих мимо автомобилей, так и вследствие погодных условий. Также подвержены выветриванию следы торможения, особенно на первоначальном участке. Если есть подозрение что оппонент двигался со значительным превышением скорости, то следует более тщательно озаботиться их сохранением.
В случае нормального общения с оппонентом, стоит совместно зафиксировать место столкновения. Как правило, образуется два грязевых пятна соответствующих положению автомобилей в момент удара.
В общем случае, расчетная скорость автомобиля определяется по длине его тормозного следа на основании близких к минимально допустимым по ГОСТ Р 51709-2001 значениям замедления.
Для легкового автомобиля на асфальте это 6,8 м/с2, что соответствует длине тормозного следа порядка 16 метров при скорости 60 км/ч. В то же время современные автомобили имеют значительно лучшие параметры торможения доходящие до 10 м/с2, что соответствует длине тормозного следа порядка 9,5 метров при скорости 60 км/ч. Корректно определить скорость автомобиля в данном случае может только проведение эксперимента контрольного торможения.
Следует отметить, что из зафиксированной на схеме длины тормозного пути, при расчетах скорости эксперт, как правило, вычитает длину базы автомобиля, т.е. считается, что тормозной путь равен расстоянию от начала до задних колес. Вычитание не производится, если из схемы явно определяется тормозной след конкретного колеса.
Только после этого следует звонить в ГИБДД. Если вы не знаете номера телефона ГИБДД, то можно позвонить по общеизвестному 02, либо попробовать дозвониться по единому телефону экстренной помощи: 112.
Если в ДТП нет пострадавших, то вам могут ответить, чтобы вы составляли схему и ехали своим ходом в ГИБДД. Как я уже говорил, обязательно уточните, с кем вы говорите, кто дал вам такой совет. Если же время идет, а ГИБДД не приезжает, то не стесняйтесь звонить еще и еще. А при необходимости можно позвонить в Дежурную часть ГИБДД, либо дежурному УВД по городу.
Следующие несколько минут нужно посвятить тому, чтобы вызвонить своих друзей и знакомых способных оказать Вам помощь и просто моральную поддержку. Попросите привезти фотоаппарат, видеокамеру и диктофон, если у вас нет привычки, возить эти аппараты с собой.
И только после этого можно перемолвиться парой слов с вашим оппонентом. Даже если Вы считаете его виновным в ДТП, не нужно видеть в нем личного врага. При нормальных отношениях Вам будет легче решать вопросы возмещения ущерба, чем ежели Вы накинетесь на него с оскорблениями. Если же Ваш оппонент ведет себя неадекватно, оскорбляет Вас, или даже угрожает, постарайтесь объяснить, что в данном случае вы, скорее, партнеры по скорейшему разрешению дел с ГИБДД и страховой компанией, чем враги. В крайнем случае, закройтесь у себя в автомобиле до прибытия вашей группы поддержки.
При нормальном развитии ситуации Вам нужно выяснить у оппонента его данные (ФИО, адрес), название и адрес страховой компании, где он заключал договор ОСАГО, номер полиса. Предоставьте ему аналогичные сведения в отношении себя. Если знаете телефоны СК, то позвоните туда и сообщите о страховом случае — возможно к месту ДТП выедет страховой комиссар и поможет вам подготовить необходимые документы. Хотя в последнее время до меня доходят сведения о некоторой нечистоплотности данной категории работников страховых компаний. Как пример, могу привести следующий случай. Водитель джипа въехал в зад «восьмерке», а та собрала еще пару автомобилей. Виновник ДТП искренне расстроился, свою вину не отрицал. Приехавший страховой комиссар одной из страховых компаний начал убеждать водителя, что тот плохо помнит ситуацию. Что якобы вначале «восьмерка» совершила наезд на впереди стоящие (в пробке) автомобили, а уж затем в эту кучу въехал джип. Хорошо, что водитель джипа оказался порядочным человеком и не поддался на уговоры своего комиссара. Так что будьте готовы к подобным действиям работников страховых компаний и постарайтесь контролировать их разговоры с вашим оппонентом. Желательно с помощью диктофона.
В ожидании сотрудников ГИБДД и страховой компании можете не тратить зря время, а заняться оформлением страхового извещения. Если вы расходитесь в оценке виновности с вашим оппонентом, то необходимо составить извещение в двух экземплярах — для обеих страховых компаний. На лицевой стороне заполните сведения о ДТП, о повреждениях, нарисуйте положения автомобилей после ДТП, траектории их движения и точку соударения. На оборотной стороне напишите свои объяснения. Попросите вашего оппонента сделать тоже самое.
Будем надеяться, что за это время прибудет группа поддержки и обеспечит Вас фото- видеотехникой. Снимите положение автомобилей (общий план) с четырех разных сторон. Обратите внимание, чтобы было видно тормозные следы, местоположение обломков и осколков, если таковые имеются. Важно зафиксировать положение автомобилей относительно проезжей части: как далеко они от тротуара и каким образом ориентированы. Желательно чтобы в кадр попали объекты, помогающие привязать местоположение автомобилей и следов не только к бордюру, но и к окружающей местности (столб, дорожный знак, киоск, выбоина в асфальте как крайний случай).
При съемках общего вида лучше сделать 4 снимка перпендикулярно и параллельно оси дороги, по 4 снимка перпендикулярно и параллельно оси каждого автомобиля и общий вид в котором видны одновременно оба автомобиля с зонами повреждений.
При фотографировании местных видов особое внимание уделите автомобилю оппонента, т.к. в дальнейшем доступ к его автомобилю будет крайне затруднен.
Не забудьте снять дорожные знаки, положение светофоров и т.п. Затем займитесь крупными планами. Снимите повреждения автомобилей, осколки и обломки (лучше поместить в кадр какой-нибудь предмет для масштаба), место, где осыпалась грязь и частицы краски (что указывает на место столкновение), положение передних колес, рычагов управления, световых приборов, разбитых лампочек, показание спидометра, места подтекания жидкостей. Не жалейте кадров, снимайте с разных ракурсов и с различного расстояния.
Не забывайте периодически позванивать в ГИБДД и интересоваться, когда же все-таки они приедут. Однако если Вы будете заняты выполнением приведенных выше рекомендаций, надеюсь, время до приезда ГИБДД пройдет совсем незаметно.
При оформлении ДТП сотрудники ГИБДД должны руководствоваться «Методическими рекомендациями по организации деятельности подразделений Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения» (далее — Рекомендации).
Согласно п.23 данного документа, при оформлении материалов по факту ДТП сотрудникам ГИБДД рекомендуется составлять схему места дорожно-транспортного происшествия и приобщать к ней сведения о водителях и транспортных средствах, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, объяснения участников и свидетелей дорожно-транспортного происшествия. Если же в ДТП были пострадавшие, то сотрудники ГИБДД должны руководствоваться п.14 Рекомендаций и, кроме вышеуказанного, составить протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия, протокол осмотра транспортного средства и справку по дорожно-транспортному происшествию. На месте ДТП в первом случае, обычно, составляется лишь схема, а во втором — еще и протоколы осмотра места ДТП и транспортного средства.
В соответствии с п.15 Рекомендаций в схеме места ДТП следует указывать:
- место ДТП (участок автодороги, улицы, населенного пункта, территории или местности;
- ширину проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением (светофоры и т.п.);
- ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
- положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
- направление движения участников ДТП до момента его наступления.
Обычно на месте ДТП схема составляется в черновом варианте, а в ГИБДД перерисовывается уже более красиво. Форма схемы регламентируется приложением 4 к Рекомендациям
Приложение N 4
к Методическим рекомендациям
по организации деятельности
Госавтоинспекции при производстве
по делам об административных
правонарушениях в области
дорожного движения
Образец
СХЕМА
МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
Место происшествия _______________________________________________
«__» __________ 200_ г. __ час. __ мин.
(миллиметровая сетка)
Условные обозначения _____________________________________________
Схему составил (должность, звание, фамилия, инициалы)
Со схемой согласны
Водители: ____________________________
Понятые: ____________________________
Примечание. Бланки схемы изготавливаются на миллиметровой бумаге. Схема составляется в масштабе 1:200 (в 1 см 2 м).
Водителю следует следить за тем, чтобы на схеме было точно отражено местоположение автомобилей относительно проезжей части и разметки проезжей части (если таковая имеется) и их ориентация. Следите за тем, что если транспортное средство находится под углом к оси дороги, то чтобы это соответствовало замерам на схемах. Не лишним будет проверить точку отсчета (нуль) рулетки, особенно, если этот конец держит не сотрудник ГИБДД, а добровольный помощник. Настаивайте, чтобы на схеме были отражены все мелочи: местоположение осколков и обломков, осыпавшейся грязи и частичек краски. Отнеситесь к составлению схемы с особой тщательностью, именно она будет являться главным документом для установления виновности участников ДТП. В случае несогласия со схемой не стоит отказываться от подписи, — напишите, что со схемой не согласны и укажите причины.
Пользуйтесь вышеуказанными требованиями, если вы, согласно п.2.6 ПДД РФ решили составить схему самостоятельно ввиду взаимного согласия оценки обстоятельств.
Если же взаимного согласия таковой оценки достичь не удается, а сотрудники ГИБДД отказываются выезжать на место ДТП, предлагая вам составить схему самостоятельно и прибыть с ней в отдел ГИБДД, то, в принципе, можно составить 2 разные схемы. Но обычно разногласие водителей сводятся к указанию места столкновения. В этом случае можно на одной схеме указать два разных места по версии обоих водителей, пометить их цифрами и дать пояснения внизу схемы.
Протокол осмотра места ДТП должен составляться следователем (дознавателем) с участием понятых. Понятые обязательны и при оформлении протокола осмотра ТС. Данные протоколы весьма объемны и составление их обычно сводится к заполнению граф отпечатанного бланка, поэтому останавливаться на их содержании не будем. Желающие могут ознакомиться с этими документами (как и с полным текстом Методических рекомендаций), например, на сайте http://kzpa.ru. Однако, обратим внимание, что в обоих протоколах указываются данные об автомобиле, в т.ч. рисунок протектора, давление в шинах, показания спидометра, состояние рулевого управления и тормозной системы. Если речь идет о Вашем оппоненте и Вы обнаружите в материалах дела такие протоколы, хотя уверены, что никаких проверок (замера давления в шинах, определение люфта рулевого колеса и т.п.) на месте ДТП не проводилось, то Вы должны быть готовы доказать это. При проверке Вашего автомобиля старайтесь фиксировать все данные вместе с инспектором. Если автомобиль не потерял способность двигаться, то должен быть проведена проверка его тормозной системы и здесь есть небольшой нюанс. Данная проверка заключается в измерении тормозного пути при скорости автомобиля 40 км/час. Испытания должны проводится на горизонтальном участке дороги с ровным, сухим, чистым цементно- или асфальтобетонным покрытием. Можно разогнаться до скорости 40 км/час и начать тормозить. А можно разогнаться чуть быстрее, сбросить газ и начать тормозить, когда скорость уменьшится до 40 км/час. Старайтесь действовать вторым способом. Напомню, то тормозной путь легкового автомобиля (в том числе с прицепом) не должен превышать 14,7 м.
В любом случае рекомендую водителям подписывать данные протоколы после тщательного прочтения их.
Другие документы оформляются в ГИБДД.
Текст предоставил Бадьин Георгий Вилович
|