Задержание автомобиля регламентируется ст.27.13 Кодекса РФ об административных задержаниях (КоАП РФ). С 1 июля 2008 года текст этой статьи будет выглядеть следующим образом
1. При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных статьей 11.9, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1 и 3 статьи 12.8, частью 4 статьи 12.19, частями 1 и 2 статьи 12.21-1, частью 1 статьи 12.21-2, статьей 12.26 настоящего Кодекса, применяется задержание транспортного средства, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания. При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.21-1, частью 1 статьи 12.21-2 настоящего Кодекса, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. В случае, если создаются препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, а подлежащее задержанию транспортное средство по его техническим характеристикам не может быть помещено на специализированную стоянку, оно может быть перемещено, в том числе путем управления задержанным транспортным средством его водителем либо лицом, указанным в части 3 настоящей статьи, в близлежащее место, где не будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, с последующей блокировкой. Плата за перемещение транспортного средства, за первые сутки его хранения на специализированной стоянке и за блокировку не взимается.
Согласно этой статье транспортное средство задерживается до устранения причины задержания, а само задержание включает в себя перемещение задержанного автомобиля на специализированную стоянку и его хранение там. Доставление задержанного автомобиля на специализированную стоянку возможно только с помощью другого транспортного средства. Исключением являются нарушения касающиеся перевозки крупногабаритных и опасных грузов. В этом случае сотрудники ГИБДД имеют право попросить водителя отъехать с проезжей части (либо сделать это самостоятельно) и заблокировать колеса автомобиля.
Важно, что с 1 июля 2008 года эвакуация автомобилей на специализированную стоянку должна осуществляться бесплатно. Точно также бесплатно будут обходиться водителю первые сутки хранения автомобиля на специализированной стоянке.
Задержание автомобиля возможно при нарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП РФ.
А. Часть 1 ст.12.3 КоАП РФ — за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца.
Обращаю внимание читателей на два момента. Во-первых, несмотря на то, что в ПДД РФ внесены изменения, согласно которым водитель обязан иметь при себе и предъявлять по требованию инспектора талон о прохождении государственного технического осмотра, при его отсутствии автомобиль на штрафстоянку не помещается. А, во-вторых, из данной части статьи исключено требование о наличии страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности. Не то, чтобы совсем исчезло, просто это требование перенесено во вторую часть данной статьи. Таким образом, если водитель не имеет при себе по какой-либо причине талона государственного технического осмотра и/или полиса ОСАГО, то автомобиль не задерживается и на штрафстоянку не помещается. Хотя это не избавляет водителя от наложения на него штрафа.
Б. Часть 2 ст.12.5 КоАП РФ — за управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда).
В этом случае водителям нужно имеет ввиду, что факт наличия у автомобиля заведомо неисправных тормозов, рулевого управления или сцепного устройства должен быть доказан инспектором. А значит, он должен указать в протоколах об административном правонарушении и задержании ТС о том, что, например, суммарный люфт в рулевом управлении превышает 10 градусов. Либо, что при испытаниях рабочей тормозной системы установившееся замедление составляло менее 5,8 м/с2. И не только «превышает» и «менее», а должно быть указано, сколько именно составляет люфт, либо замедление. Потому как, если водитель не согласится с претензиями инспектора и в последующем обжалует постановление, то ИДПС в суде должен будет доказать обоснованность своих обвинений, а именно как и чем он измерял указанные параметры и каковы были результаты измерений. Нередко при общении с дальнобойщиками сотрудники ГИБДД грозят задержанием, если слышен шум сжатого воздуха, свидетельствующий о негерметичности пневматических тормозов. Следует помнить, что в этом случае наказывается нарушение герметичности, которое вызывает падение давление воздуха при неработающем двигателе на 0,05 Мпа и более за 15 минут после полного приведения их в действие.
Тем не менее, на мой взгляд, задержание автомобиля и помещение его на спецстоянку по указанной причине не совсем разумно, т.к. делает невозможной устранение причины задержания. Каким образом водитель может заменить тормозной цилиндр, прокачать тормоза, устранить люфт рулевого управления, отремонтировать сцепное устройство, если автомобиль находится на стоянке и доступ к нему запрещен. Открытым остается и вопрос, каким образом водитель должен предъявить в ГИБДД доказательства устранения причины задержания, чтобы получить разрешение на возврат автомобиля взад.
В. Части 1 и 2 ст.12.7, — за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), либо лишенным права управления транспортным средством.
Г. Части 1 и 3 ст.12.8, — за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения.
Напоминаю, что с 1 июля 2008 года право на освидетельствование на состояние опьянение будет дано инспекторам ДПС. Нам обещают, что к этому времени на вооружении ГИБДД появятся новые алкотестеры, которые должны быть оснащены мини-принтерами и функциями памяти. При этом будет установлен жесткий контроль за их использованием — при сдаче аппарата в дежурную часть информация в памяти тестера будет сниматься, а количество освидетельствований будет проверяться на соответствие количеству составленных актов. Водитель может отказаться проходить освидетельствование у сотрудников ГИБДД, либо не согласиться с полученными результатами. В этом случае водителя обязаны направить в специализированное медицинское учреждение, имеющим лицензию, и состояние опьянение должно быть установлено врачом наркологом. Начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения В. Н. Кирьянов заявил, что он готов лично рассмотреть жалобы на сотрудников ГИБДД, которые решат отказать водителям в их законном праве пройти стационарный осмотр, в случае подозрения на наличие алкоголя в крови. При определении степени опьянения будет учитываться погрешность прибора.
Д. Часть 4 ст.12.19 — за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле за нарушение правил остановки и стоянки.
Как следует из этого пункта для задержания ТС необходимо и достаточно наличие двух составляющих: парковки автомобиля с нарушением ПДД РФ и создания препятствия для движения других автомобилей.
Пункт 12.2. ПДД РФ разрешает стоянку автомобилей в один ряд параллельно проезжей части. Кроме того, согласно п.12.4 Правил дорожного движения РФ остановка (и стоянка) запрещается:
- на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
- 2) на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
- 3) в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
- 4) на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
- 5) на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля, дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;
- 6) на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
- 7) ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств);
- 8) в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов.
Думается, что нарушение пунктов 4, 5 и 8 не создадут препятствия для движения других автомобилей. Таким образом, эвакуации могут быть подвергнуты автомобили припаркованные не параллельно проезжей части (за исключением мест, где имеется уширение); на трамвайных путях, ж/д переездах, в тоннелях, на эстакадах, мостах и путепроводах; в местах, где расстояние между краем автомобиля и сплошной линией разметки (противоположным краем проезжей части) менее 3 м; ближе 5 м от перекрестков и на них; ближе 15 м от остановок маршрутных транспортных средств. Также нужно иметь ввиду, что имеются дорожные знаки, которые запрещают остановку и стоянку.
Е. Части 1 и 2 статьи 12.21-1 КоАП РФ — за нарушение правил перевозки крупногабаритных грузов. Задержание автомобиля за данное нарушение будет осуществляться после 1 июля 2008 года.
Напомню, что согласно п.23.5 ПДД РФ движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м — для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами. Точнее, водители обязаны в этом случае иметь специальное разрешение, в котором указан согласованный маршрут движения и специальный пропуск.
В этом случае допускается не перемещать автомобиль на специализированную стоянку, а задержание осуществляется путем прекращения его движения при помощи блокирующих устройств. Если создаются препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, подлежащее эвакуации транспортное средство может быть перемещено в близлежащее место, где не будет создавать препятствие для других транспортных средств или пешеходов с последующей блокировкой. Перемещение задержанного автомобиля может осуществлять путем управления его водителем, либо сотрудником милиции.
Данное задержание будет правомерно, если в отношении водителя будет вынесено постановление об административном правонарушении за нарушение частей 1 и 2 ст.12.21-1 КоАП РФ. Если же, по какой-либо причине такого постановления вынесено не будет, либо оно будет впоследствии отменено, то у водителя есть все шансы признать задержание автомобиля незаконным и взыскать с государства (за ошибки ГИБДД у нас рассчитывается государство) все убытки, связанные с данным инцидентом, например, из-за простоя автомобиля, несвоевременной (ненормативной) доставки груза и т.п.
В заключение отмечу, что при оформлении данного правонарушения, сотрудники ГИБДД обязаны указывать не только пункт ПДД и статью КоАП, но и нарушенные пункты Правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Этого инспектор ДПС никогда не делает, скорее всего, из-за того, что сам этих Правил не знает. Однако подобное упущение может позволить впоследствии оспорить правомерность действий инспектора.
Ж. Часть 1 статьи 12.21-2 КоАП РФ — за нарушение правил перевозки опасных грузов. Задержание автомобиля за данное нарушение будет осуществляться после 1 июля 2008 года.
Задержание транспортного средства происходит в случае отсутствия у водителя свидетельства о его спецподготовке, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, разрешения на перевозку, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности. Кроме того, задержанию подлежат автомобили, конструкция которых не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов, с отсутствующими на нем элементами системы информации об опасности либо оборудовании и средствами, применяемыми для ликвидации последствий происшествия при их перевозке или несоблюдения условий перевозки, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов.
О задержании автомобиля и правомерности действий инспектора справедливо все, что сказано в п.Е. В этом случае, необходимость указания нарушенного пункта Правил перевозки опасных грузов еще более актуальна, т.к. нередки случаи, когда ретивые сотрудники ГИБДД пытаются необоснованно привлечь к ответственности водителя за перевозку, например, баллона бытового газа, либо фляги с краской и т.п.
З. Статья 12.26 КоАП РФ — за невыполнение водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Здесь важно помнить, что требование сотрудника милиции должно быть законным. Согласно ч. Ст.27.12 КоАП РФ лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Значит, требование сотрудника милиции будет законным лишь при наличии обеих составляющих:
- водитель должен управлять автомобилем, а не распивать пиво на стоянке и;
- у инспектора должны быть достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения.
Напомню, что согласно приказа Минздрава РФ N 308, критериями, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинского освидетельствование, являются
- запах алкоголя изо рта;
- неустойчивость позы;
- нарушение речи;
- выраженное дрожание пальцев рук;
- резкое изменение окраски кожных покровов лица;
- поведение, не соответствующее обстановке;
- показания специальных технических средств.
Не забывайте, что с 1 июля 2008 года сотрудники ГИБДД имеют право проводить освидетельствование на состояние опьянение. Но водитель может отказаться от услуг инспектора ДПС и настоять на проверке его состояния в лицензированном медицинском учреждении у дипломированного врача нарколога. Подобное требование водителя не является административным правонарушением, т.к. под диспозицию данной статьи попадет отказ от медицинского освидетельствования. Об этом надо помнить и не поддаваться на разводы.
Текст предоставил Бадьин Георгий Вилович
|