Правила определяют наказание за такое правонарушение, как не пристегнутый ремень. Административное взыскание составляет 500 рублей, которые обязан выплатить водитель за каждого не пристегнутого пассажира. Кроме того, по усмотрению сотрудника ГИБДД может быть наложен дополнительный штраф на каждого не пристегнутого пассажира в размере 100 рублей, выплатить который обязан будет не водитель, а именно пассажир. Например, если в автомобиле находится водитель и пассажир на заднем сиденье, где предусмотрен ремень безопасности, и оба они не пристегнуты, то штраф составит 500 рублей для водителя и 100 рублей для пассажира.
Размер штрафов за это правонарушение с недавнего времени возрос, так как, по мнению руководства ГИБДД, постоянное использование ремня безопасности является самым эффективным средством предупреждения тяжелых травм при ДТП.
Данная позиция аргументируется с помощью краш-тестов, в процессе проведения которых выяснено развитие событий при наезде транспортного средства на неподвижное препятствие. Хронология их такова: бампер вдавливается в течение менее 0,03 секунды после удара; грудная клетка водителя достигает руля, и чаще всего ломает его, через примерно 0,045 секунды; через менее чем 0,07 секунды тело водителя достигает щитка приборов, развивая к этому времени усилие около 9 т; многочисленные повреждения, в том числе смертельные черепно-мозговые, получает тело водителя и пассажира на переднем сиденье в результате контакта с ветровым стеклом, которое происходит через 0, 092 секунды после удара; проходит всего 0,1 секунды после первого контакта машины с препятствием, когда водителя отбрасывает назад, чаще всего в этот момент он мертв.
Частично избежать подобного развития событий позволяет ремень безопасности, который фиксирует тело человека на кресле, тем самым ограничивая его перемещение в момент удара и не позволяя превратить в быстро набирающий ускорение метательный снаряд. Водитель, пристегнутый ремнем, избегает контакта с рулевым колесом, приборной панелью и ветровым стеклом, значительно уменьшая повреждения.
Однако большинство автомобилистов игнорируют эту простую и эффективную меру безопасности. Это обычно происходит по трем основным субъективным причинам. Во-первых, большинство садящихся за руль людей воспринимают мысль о возможном ДТП только теоретически, не считая, что именно они могут стать его жертвой. Во-вторых, ремень воспринимается как стесняющий движения предмет, пользование которым воспринимается как неудобство; многие аргументируют свою нелюбовь к использованию ремня безопасности тем, что он мнет одежду. В-третьих, называется такая причина, как боязнь застрять в машине в случае пожара. С одной стороны, действительно есть вероятность того, что ремень заклинит в результате аварии и покинуть транспортное средство будет проблематично. Однако не надо забывать, что для того, чтобы автомобиль загорелся, должен произойти сильный удар. В результате этого вероятность невозможности для водителя покинуть место аварии будет значительно больше, так как, скорее всего, он будет ранен или без сознания. Также вероятность серьезного вреда для здоровья в результате подобных ударов при не пристегнутом ремне, очевидно, превышает вероятность заклинивания механизма ремня. У находящегося в сознании и хотя бы относительно здорового водителя шансов покинуть даже горящий автомобиль неизмеримо больше, чем у тяжелораненого. Несмотря на субъективный страх, использование ремня безопасности снижает количество погибших при пожаре в автомобиле, вместо того, чтобы увеличивать это число.
Конечно, недостатки у распространенной конструкции диагонально-поясных ремней есть. К их числу относится возможное неравномерное натяжение ремня в районе грудной клетки, при недостаточно плотном прилегании в момент удара на эту часть приходится нагрузка, иногда приводящая к разрыву ремня. Также не вполне равномерно удерживают тело обе части конструкции — если поясная часть удерживает нижнюю часть тела на сиденье, то верхняя, особенно в районе незафиксированного ремнем плеча, испытывает повышенные нагрузки при ударе, и двигается вперед с большим ускорением. Это вызывает опасные перекручивающие позвоночник и грудную клетку нагрузки. Еще одним недостатком ремня является то, что он никак не контролирует тело в момент его отбрасывания назад, и на сиденьях, не оборудованных подголовниками, возникает опасность повреждения шейных позвонков.
Большинство водителей ошибочно полагают, что при столкновении можно полностью или частично предотвратить удар, используя силу рук и держась за руль. Однако в процессе исследований выяснено, что сделать это можно только на скорости. Не превышающей 6 км/ч. Поэтому другого, хотя бы относительно эффективного, удерживающего средства, кроме ремня безопасности, в автомобиле нет.
|