Прерывистая линия — прерывистой линии рознь. Недостаточно увидеть факт того, то разметка на дороге состоит из отдельных отрезков. Водитель, по мнению одного из генералов МВД, обсуждавшего эту тему, «должен оценивать дорожную обстановку» и замечать, что по мере приближения к сплошной прерывистая линия становится «менее прерывистой» (то есть ее разрывы меньше, а отрезки линии длиннее). Исходя из такого способа обозначения, считается, что водитель достаточно предупрежден о приближении начала сплошной разметки, и даже в том случае, если вы при споре предоставите в суд фотографии слишком коротких, неправильно обозначенных участков, или пригласите свидетелей, доказывающих, что вы находились в вынужденной ситуации, избежать предусмотренного наказания за это нарушение довольно трудно.
ГОСТ 52289-2004, в пункте 6.2.8, разъясняет эту ситуацию так: между «прерывистой линией» и «сплошной линией» разметки за городом должно быть не менее 100 м разметки «приближение к сплошной линии», которая выглядит как увеличенные отрезки линии с короткими промежутками между ними. В городской черте длина участка «приближения к сплошной линии» должна быть 50 м. Расстояние кажется довольно большим, но на практике получается, что оценить изменение характера разметки водитель обязан почти мгновенно. При скорости 90 км/ч расстояние 100 м автомобиль проезжает за 4 секунды, а при 120 км/ч — за 3 секунды. Даже просто заметить изменение разметки не всегда возможно, учитывая то, что при обгоне внимание водителя занято дорожной ситуацией. Представить же себе, как за 3-4 секунды можно перестроится в свой ряд, завершив обгон, в некоторых случаях трудно.
Больше поводов появляется возразить против того, что в ваших действиях присутствует состав правонарушения, если длина разметки «приближение к сплошной линии» составляла менее 100 м. В такой ситуации нужно настаивать на том, что у вас физически не было возможности закончить маневр обгона. Для того чтобы такое доказательство в суде имело вес, измерьте участок разметки по возможности тщательно: определите длину одной полоски и промежутка, и посчитайте их число. Суммировав цифры, обязательно занесите полученную длину линии «приближение к сплошной» в протокол о правонарушении. Имейте в виду, что в случае, если подобная разметка отсутствует при переходе от прерывистой к сплошной линии, то в ваших действиях вообще нет состава правонарушения, поскольку вы не могли знать, в каком месте одна линия прейдет в другую.
Если же разметка нанесена правильно, а вы действительно заехали на сплошную линию при завершении обгона, нужно действовать следующим образом. Во-первых, сошлитесь на статью 2.1 КоАП, которая гласит: «юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению». Объясняйте, что обгон вы начали в том месте, где он разрешен, и откуда предугадать точную длину участка прерывистой линии вы не могли. В процессе маневра, увидев изменившуюся разметку, вы в кратчайшее время закончили его, однако иначе как с пересечением сплошной разметки сделать это у вас возможности не было. Если бы в данном случае, стремясь завершить обгон в пределах прерывистой разметки, вы применили бы резкое торможение, вы нарушили бы Правила дорожного движения. Пункт 10.5 ПДД говорит: «Водителю запрещается... резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия». Совершив этот маневр, вы были бы виновны еще и в нарушении пункта 1.5: «Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда». Кроме того, маневр вы начали там, где производить его было разрешено, поэтому никаких правил ПДД вы не нарушили.
Ситуации подобные встречаются часто, поскольку длина участков, где возможно совершение маневра обгона, не всегда достаточна, а тем более завершить обгон, даже увидев изменившуюся разметку вовремя, не всегда возможно. Например, можно примерно определить необходимое расстояние для совершения маневра. Предположим, вам нужно обгонять фуру, длина которой около 15 м. Потребуется 3 м для выхода на соседнюю полосу, 7 м, чтобы вернуться на свою после обгона. Вместе с длиной фуры получается 25 м. Если разница в скорости между вами около 15-20 км/ч, на обгон у вас уйдет около 5 секунд. При средних скоростях на междугородних трассах вы за это время должны проехать около 120-150 м. Теперь вспомните, что длина предупреждающей разметки о приближении сплошной линии составляет всего 100 м. Становится понятно, что даже если вы начали обгон в том месте, где он разрешен, вы, действуя в рамках ПДД, не сможете вернуться на свою полосу до начала запрещения обгона. Единственное, что вы можете сделать, это не начинать выполнять обгон, увидев разметку «приближение к сплошной линии».
В качестве дополнительно факта, указывающего на вашу невиновность, можно с помощью нарисованной схемы и фиксирования в протоколе скорости вашего автомобиля и скорости обгоняемого доказать, что знака «Обгон запрещен» вы не видели из-за обгоняемой машины, в случае, если она была большой и закрывала вам обзор. Применить этот аргумент можно только в случае отсутствия разметки и дублирующего знака. |