На дороге мы очень часто сталкиваемся с недобросовестным подходом к установке знаков. Поэтому при возникновении спора с сотрудником ГИБДД нужно иметь в виду следующие моменты. Во-первых, существуют ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 52290-2004, в которых регламентированы дорожные знаки, и если знак установлен не в соответствии с ГОСТ, он будет считаться как незаконным, так и противоречащим ПДД. Во-вторых, если вы нарушили знак, которого ни исходя из дорожной ситуации, ни в соответствии с законом, быть на этом месте не должно, вы не повлияли на безопасность дорожного движения, и, соответственно, ни события, ни состава, ни объекта правонарушения в ваших действиях быть не может.
Подтверждаются данные положения следующими документами. Статья 22 Закона «О безопасности дорожного движения» сообщает нам, что «1. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в РФ стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения... 4. Единый порядок дорожного движения на всей территории РФ устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством РФ», а статья 30.2 говорит: «Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения». Безопасность дорожного движении — это цель, которая обеспечивается строго стандартизированными методами.
Однако, несмотря на требования закона, нередки на дороге ситуации, когда линии дорожной разметки и знаки «Обгон запрещен» применены необоснованно, без учета ситуации. Знак «Обгон запрещен» частенько противоречит нанесенной разметке, а также отсутствует знак «Конец запрещения обгона» или не обеспечена его надлежащая видимость.
Как же в таких условиях определить, где можно производить маневр обгона, а где этого действительно делать нельзя? Особенно трудным является определение окончания действия знака. Чаще всего в зоне действия знака «Обгон запрещен» водители обгоняют, исходя из того, что видимость достаточная, а действие знака закончилось. Трудно удержаться от подобного маневра, если видимость ограничивалась на коротком участке, а до ближайшего перекрестка несколько километров. Кто же прав в подобной ситуации? Пункт 1.3 ПДД гласит, что водитель обязан знать и выполнять требования разметки, но за конкретными указаниями отсылает не к ГОСТУ, а к Приложениям 1 и 2. Приложение 1 разъясняет: «Знаки 3.20 и 3.22 устанавливают с одной из табличек 8.5.4-8.5.7 (»Время действия«) на дорогах с тремя и менее полосами движения в обоих направлениях в случаях повышенной опасности столкновения с встречными и попутными транспортными средствами, в зависимости от интенсивности движения, ширины и состояния проезжей части. Знак 3.20 устанавливают на участках дорог с необеспеченной видимостью встречного автомобиля (таблица 3), зона действия знака в этом случае определяется протяженностью опасного участка».
Получается, если таблички «Время действия» отсутствуют, то причина установки знака — ограничение видимости. В этом случае зона действия знака, в соответствии с ГОСТ, должна быть ограничена одним из следующих способов. Или сам знак «Обгон запрещен» должны устанавливать с табличкой «Зона действия знака», или должен присутствовать знак «Конец запрещения обгона». Также продолжает действовать правило отмены действия знака при переезде ближайшего перекрестка.
Эти достаточно простые правила должны знать не только вы, но и инспектор ГИБДД. Кроме того, что он должен уметь отличить знак, установленный по ГОСТ, от установленного неправильно, в его обязанность также входит сообщение дежурному в случае неправомерной установки знака. Более того, до тех пор, пока не будут приняты меры по исправлению ситуации, инспектор обязан встать в том месте, где заканчивается зона ограничения видимости и обозначать, что обгон уже можно производить. Если же инспектор, вместо того, чтобы исправлять неправильно установленный знак, пытается вменить вам нарушение и составить протокол в зоне, где уже закончилось ограничение видимости и обгон считается разрешенным, то его можно привлечь к ответственности по статье 12.35 КоАП.
В случае если протокол все же составлен, постарайтесь как можно подробнее зафиксировать схему ситуации, место начала и конца обгона, по возможности сделайте фотографии и укажите номер обгоняемой машины и свидетелей. После этого подайте жалобу в ГАИ и заявление в прокуратуру.
Другой случай может быть связан с тем, что после знака «Обгон запрещен» начинается прерывистая разметка. Это по своей сути обозначает, что зона ограничения видимости закончилась, так как разметка и знак не могут противоречить друг другу. А, в соответствии с пунктом 6.2.3 ГОСТ, в зоне ограничения видимости и установки знаков «Обгон запрещен», «Крутой поворот» и т.д. должна быть нанесена сплошная разметка. Разговора о том, что имеет приоритет — знак или разметка, сотрудник ДПС в принципе не должен вести. Единственный случай, когда может законно иметь место прерывистая разметка в зоне действия знака «Обгон запрещен» — это если знак применяется вместе с табличкой «Время действия знака». Также имейте в виду, что временный знак, который крепится на переносной стойке, имеет преимущество над разметкой.
Не должны пересекаться зоны запрещения обгона на встречных полосах движения. Если для встречных установлен знак «Обгон запрещен», то по закону в этом месте должен быть разрешающий знак для вас. |