Существует общепринятый порядок разъезда транспортных средств на перекрестках и в процессе перестроения из ряда в ряд. В технической литературе, а также в обычном общении автомобилистов, используется термин «помеха справа». Этот принцип, применяемый для определения очередности разъезда транспортных средств на нерегулируемых участках дороги, применяется очень давно и считается одним из основополагающих законов дорожного движения. Статья 68 Правил дорожного движения, вступивших в силу в далеком 1971 году, уже говорила, что «при проезде транспортных средств одной группы преимущественным правом на движение пользуется водитель, не имеющий помехи справа». Так что эта норма стала привычной уже очень давно. Изначально существовал официальный термин «помеха справа», и, хотя в именно такой формулировке его нет в нескольких последних редакциях Правил дорожного движения, сама норма осталась неизменной. На данный момент пункт 13.11 ПДД гласит: «На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа», а в пункте 8.4 читаем следующее: «При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа». Таким образом, правило помехи справа реально существует и руководит движением автомобилей на нерегулируемых участках дорог.
Почему же именно такой порядок разъезда сложился исторически? Рассмотрим ситуацию, которая поможет понять логику этой нормы. Если на перекрестке равнозначных дорог оказываются два автомобиля, скорость движения которых равная, то их маршруты пересекутся, и первым в точку пересечения попадет тот, кто подъезжает справа. Соответственно, это касается только дорог с правосторонним движением. Тому транспортному средству, которое находится с правой стороны пересечения траекторий движения, не нужно преодолевать левую сторону проезжей части. Естественно, будет логично и правильно, если дорогу уступит тот, кто имеет больше времени для оценки ситуации, принятия решения и последующего торможения.
Однако это правило применяется гораздо шире, нежели в породивших его дорожных ситуациях. Ведь, если предположить, что к рассматриваемому перекрестку подъехали два автомобиля, и тот, который приближался справа, занял левую полосу, то до точки пересечения маршрутов оба транспортные средства должны проехать равное расстояние. В этом случае смысл правила помехи справа теряется, однако оно унифицировано применяется в большинстве ситуаций разъезда и помогает избежать непонимания водителей друг другом. |